На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир мужчины

18 706 подписчиков

Свежие комментарии

Исчезнувший и обретенный: цвет в античной скульптуре

Веками человечество считало, что античная скульптура, эталон для всех последующих поколений художников и скульпторов, была монохромной. Мраморные герои и богини виделись людям совершенными в своей законченной снежно-белой наготе, поэтому современные реконструкции «в цвете» все еще кажутся лубком и китчем. Куда исчезли цвета греческих и римских статуй? И почему полихромия так удивляет современных зрителей? Рассказываем об одном из величайших заблуждений в истории искусства.

Корни этой ошибки кроются в непростом пути, пройденном античными статуями от мастерских, где их создавали Фидий, Мирон и Поликлет, до современных музейных залов по всему миру. Ветра и дожди, омывавшие развалины покинутых домов и храмов, пески, царапавшие нежную кожу застывших во времени Афин и Дискоболов, почти не оставили античной скульптуре шансов дойти до наших дней в первозданном виде. Довершили процесс археологические раскопки и бесчисленные руки, отмывавшие и очищавшие статуи от налета времен.
Рассел Стёрджес, американский арт-критик посетивший Афинский Акрополь в 1880-х годах, так описывал происходящее с найденными скульптурами: «Вскоре краски начинали опадать и исчезать. Прекрасная статуя, которую впервые исследовали в музее Акрополя в мае 1883 года, лежала на столе, и уже часть ее красок как будто бы стряхнули; эта статуя лежала, окруженная небольшими кучками зеленого, красного и черного порошковых пигментов, которые упали с ее поверхности».

«Кора» (с др.-греч. «девушка». Здесь — Кора № 685). Оригинальная статуя и её реплика, расписанная швейцарским художником Эмилем Гийероном по архивным рисункам, сделанным сразу после обнаружения статуи в 1888 году.

«Для нас классическая античность означает белый мрамор. Но не так думали древние греки, представлявшие своих богов во всех красках и соответственно их изображавших. Храмы, в которых они находились, тоже пестрили красками, как грандиозные декорации. Время и атмосферные явления стёрли большую часть оттенков. И веками люди, которые должны были лучше об этом знать, делали вид, что цвет практически не имеет значения» — Мэтью Гуревич, Smithsonian

Лев из Лутраки (ок. 550 г. до н.э.). Оригинал и реконструкция в цвете.

Лев из Лутраки (ок. 550 г. до н.э.). Оригинал и реконструкция в цвете.

В течение Средних веков и Ренессанса идея о белизне античной скульптуры не подвергалась сомнению. Во многом в нашем сложившемся представлении о древних монохромных, благородных статуях «виноваты» и всемирно известные скульпторы итальянцы, создавшие шедевры, ориентируясь на предполагаемую «античную эстетику» — вспомните работы Микеланджело, Бернини

А утвердил мысль о «бесцветности» скульптуры Древнего мира Иоганн Винкельман (1717−1768), основоположник современных представлений об античном искусстве, выдающийся немецкий искусствовед и археолог. В своем фундаментальном труде «История искусства древности» 1764 года он писал, что «только белый цвет наделен истинной красотой» — и долгое время эта мысль оставалась непреложной.

Мужской торс, найденный в 1886 году. Оригинал и реконструкция в цвете.

Мужской торс, найденный в 1886 году. Оригинал и реконструкция в цвете.

Первым скандальную мысль о раскрашенных статуях Античности высказал Катрмер де Кенси (1755−1849), французский исследователь архитектуры, скульптуры и рисунка, автор множества литературных трудов и реконструкций античных памятников. В книге «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете» 1815 года он впервые рассказал о своем открытии, а также проиллюстрировал эту новаторскую позицию 31 раскрашенной гравюрой. Разумеется, его идеи были приняты крайне холодно, а открытие практически проигнорировали.
Следующие попытки представить искусство древних греков «в оригинале» принадлежали не археологам и музейщикам, а художникам, в частности — викторианцам. Правда, их попытки были основаны главным образом на фантазии и личном вкусе. На картине сэра Лоуренса Альма-Тадемы «Фидий и Фриз Парфенона» (1868−1869) изображен греческий скульптор, проводивший для Перикла и других важных афинских деятелей экскурсию по скульптурам Парфенона, расписанным в густых кремовых и охровых тонах.

Фидий показывает фриз Парфенона своим друзьям. Лоуренс Альма-Тадема, 1868

Фидий показывает фриз Парфенона своим друзьям. Лоуренс Альма-Тадема, 1868

Сегодня все больше исследователей обращаются к вопросу «варварской полихромии» античности. Один из них — Винценц Бринкман, сотрудник музея Либегхаус во Франкфурте, с 1990-х годов находящий на поверхности статуй следы изначальных пигментов с помощью современных технологий.

Статуя (II в. до н.э.) Оригинал и реконструкция в цвете

Статуя (II в. до н.э.) Оригинал и реконструкция в цвете

Техника Raking Light заключается в освещении поверхности скульптуры лучом инфракрасного или ультрафиолетового спектра, направленного практически параллельно поверхности. В этом свете становится заметно даже следовое присутствие различных красящих пигментов. Даже по небольшим количествам пигментов ученым удается сделать вывод о том, как были раскрашены волосы, глаза и кожа, одежда статуи. Зная систему химических реакций различных пигментов на ультрафиолет, можно «вычислить» краситель, по составу идентичный тому, что использовался при раскрашивании скульптуры.

Кора с острова Хиос, Афинский Акрополь. Реконструкция в цвете

Кора с острова Хиос, Афинский Акрополь. Реконструкция в цвете

Результаты трудов исследователей античной полихромии периодически появляются на выставках.

Самой громкой из них, утвердившей вновь обретенную античную эстетику, стала «Боги в цвете» 2003 года, инициированная Винценцом Бринкманом и его супругой Ульрике Кох-Бринкман, также искусствоведом и археологом. Итог их многолетних исследований — раскрашенные гипсовые копии античных скульптур — увидели более 3 миллионов людей в 21 городе по всему миру, от Афин до Стамбула.

В 2014 году прошла выставка «Трансформация античной скульптуры в цвете» в Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене. А через несколько лет в Музее искусств университета Индианы, сейчас закрытом на реставрацию, откроется выставка, посвященная римским мраморным статуям императора Септимия Севера и его жены, Юлии Домны. Сейчас Марк Эббе, профессор университета Джорджии, и Джулия Ван Вурхис из университета Индианы обдумывают, как представить статуи в цвете — вариант с гипсовыми копиями уже использовался раньше, и сейчас исследователи рассматривают возможности новейших цифровых технологий.

Возможно, в течение дня на них будет проецироваться цветной свет, раскрашивающий статуи. Другим вариантом является видеоролик, который будет сопровождать выставку и показывать, как постепенно, этап за этапом, происходила роспись римских скульптур.

«Кора в пеплосе» (ок. 530 г. до н. э.) Новый музей Акрополя, и её цифровая копия в цвете

Итак, перед нами открывается новая Античность — мир цвета и света, яркости и витальности. Ее воссоздают вдохновенные ученые и кураторы, один из которых, Марк Эббе, так описывает этот новый древний мир:

«Существовала настоящая визуальная эстетика, особенно в римский период. Когда вы входили в помещение, разделение между тем, что было скульптурой и тем, что было реальной жизнью, было нечетким и довольно театральным. Представьте, вы идете на званый ужин в Помпеях, и видите чувственные статуи, изображающие обнаженных молодых людей в старой, благородной греческой традиции. А между гостями ждут указаний настоящие мальчики-рабы с загаром, отливающим в бронзу; поначалу они неподвижны. Затем они начинают двигаться, точно так же, как движутся скульптуры в рефлексах воды бассейнов и фонтанов».

Автор: Юлия Ракитина, artchive.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх