9 февраля 1893 года, в легендарном парижском кабаре «Мулен Руж» впервые в современной истории был показан стриптиз.
О происхождении этого танца и о том, как его восприятие менялось на протяжении многих лет — от непристойного и противозаконного действа до самостоятельного направления в спорте, — в материале портала Москва 24.
Существует несколько версий того, когда и где состоялось первое исполнение эротического танца с обнажением, впоследствии ставшее известным как стриптиз. Самая распространенная версия гласит, что это произошло во время вечеринки студентов художественных училищ в кабаре «Мулен Руж», открытом за четыре года до того на границах увеселительного района Монмартр в Париже.
В ходе праздника одна из натурщиц, разгоряченная шампанским, прыгнула на стол и медленно разделась под звуки музыки, представ перед публикой в своем «профессиональном» костюме. Танец девушки не остался безнаказанным: ее тут же арестовали за непристойное поведение и отвезли в полицейский участок, где оштрафовали на сотню франков (приличная на тот момент сумма). Действия полиции вызвали гнев и протесты студентов, вскоре и вовсе вылившиеся в беспорядки. Студенты вышли победителями в схватке консерватизма со свободолюбием — после скандала запрет на стриптиз был снят.
Конечно, эротический танец, нередко включавший в себя и обнажение, был придуман не в конце XIX века. В том или ином виде стриптиз существовал еще с незапамятных времен. Зачастую древний танец-обнажение носил культовый характер. Так было в случаях с индийскими храмовыми танцовщицами баядерами, а также египетскими последовательницами культа Осириса, обнажавшимися в танце в результате ритуального жертвоприношения.
Еще один древний прототип стриптиза — так называемый танец осы, во время которого замотанная в покрывала девушка под музыку снимала их с себя, имитируя поиск запутавшейся в ее одежде осы (этот танец был возрожден в конце XIX века).
Танец с раздеванием существовал в Вавилоне и Древнем Риме. Правда, блюстители морали, боровшиеся с обнажением, находились во все времена. Широко известна история знаменитой афинской натурщицы и гетеры Фрины. Отличавшаяся необычной для своей профессии скрытностью и стыдливостью и предпочитавшая в повседневной жизни плотные, закрытые одежды, девушка обнажалась лишь дважды в год во время мистерий, скидывая с себя одежду на ступеньках храма и совершая ритуальное купание в честь богов.
Служившая предметом восхищения и вдохновлявшая скульпторов, она была обвинена в нечестивости одним из своих отвергнутых ухажеров. Избежать наказания в виде смертной казни Фрине помогла красота: в качестве последнего аргумента перед судом ее защитник, оратор Гиперид подвел подсудимую к барьеру и сорвал с нее одежду. Воочию лицезрев неземную красоту гетеры, судьи не решились признать девушку виновной (это противоречило бы представлениям греков о прекрасном).
Вскоре после своего возрождения в конце XIX века эротический танец подарил миру не одну известную танцовщицу.
Среди них — легендарная Мата Хари, мистификаторша и шпионка, «в угоду Шиве» обнажавшаяся на сцене, усыпанной лепестками роз. Другая звезда эпохи расцвета кабаре — темнокожая танцовщица и певица Жозефина Бейкер, в своей знаменитой банановой юбочке выступавшая в парижском варьете «Фоли-Бержер».
Прозванная черной Венерой, она познакомила парижскую публику с чарльстоном, а для немецких нудистов стала символом свободы. Использовавшая в своих танцах множество элементов, вошедших в практику лишь годы спустя, она во многом опередила свое время. Завоевавшая огромную популярность и даже успевшая отпраздновать на сцене 50-летний юбилей сценической деятельности, Бейкер стала первой и единственной американкой, похороненной во Франции с воинскими почестями.
Несмотря на востребованность и интерес у публики, стриптиз был разрешен не везде. Например, в Великобритании в 1930-е годы во время зарождения первых шоу с обнаженными танцовщицами был введен запрет на танцы без одежды. Чтобы обойти этот закон, обнаженные модели стали появляться на сцене в рамках статичных «живых картин» или стоящими на движущихся устройствах. Законы изменились в пользу обнажения лишь в 1960-е годы, что тут же спровоцировало в стране бум стрип-клубов. Похожая ситуация наблюдалась и в Соединенных Штатах.
Официальное разрешение и активное распространение стриптиза в конце 1960-х довольно быстро свели его в Штатах к разряду дешевого и низкопробного действа, удела выходцев из рабочего класса. Это спровоцировало появление к концу 1990-х годов нового направления — необурлеска, возрождавшего традиции классического бурлеска первой половины ХХ века и перемещавшего акцент с чисто эротического шоу на танцевально-развлекательное комедийное действо, где частичное обнажение являлось лишь одним из элементов шоу.
Развитие стриптиза привело к популярности танца с шестом — в конце ХХ века его исполняли в основном в канадских танцевальных клубах. Из Канады танец распространился по всему миру. В некоторой степени именно его популярность помогла «вырасти» в самостоятельное направление шестовой акробатике, в рамках которой исполнитель выступает на одном или двух пилонах, сочетая в своем выступлении элементы акробатики, хореографии и спортивной гимнастики.
В последние годы пилонный танец развивается как отдельная форма акробатики, а также самостоятельное спортивное направление, входящее в состав дисциплин воздушно-силовой атлетики. К настоящему моменту существуют отдельные соревнования по этой дисциплине, а сам артистический танец на пилоне сосредоточен на выполнении трюков и не имеет ничего общего с эротикой и обнажением.
Свежие комментарии