На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир мужчины

18 679 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Иванов
    вредно курить в любом виде. это яд и отрава для тела. не любите тело свое= храм свой? ваше право. но лучше не курить ...Хотя Минздрав пре...
  • Алексей Козлов
    Может познакомимся 🌹Прекрасные девушк...
  • Jolie
    Владик.ты живой?БУРЛАКИ РЕПИНА ПО...

Сергей Савельев: Мы игрушки в руках своего мозга

 Это человек, для которого человеческий мозг – открытая книга, которую он читает уже более 30 лет, открывая все новые интересные "сюжетные повороты".

Сергей Савельев: Мы игрушки в руках своего мозга Савельев С.В.

Множество закрытых дверей, источающих необычные запахи науки, низкие потолки длинного коридора, хранящего секреты за гранью обычного понимания - я чувствовала себя Алисой в Зазеркалье на шахматной доске морфологии мозга.

Мягкой чеширской улыбкой меня встречает профессор, палеоневролог, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН Савельев Сергей Вячеславович.

 - Сергей Вячеславович, Вас знают, как ученого, занимающегося морфологией мозга. А, как бы Вы охарактеризовали себя сами – кто он, Сергей Савельев?

 - Русской профессор с девизом "всё человеческое мне не чуждо", за исключением уж совсем асоциальных пороков. Я был женат, есть дети и внук. Служил в рядах СА, молодость прошла на Таганке, недалеко от Таганской тюрьмы.

  - Почему Вы решили заниматься морфологией мозга? Что сподвигло Вас на получение такой необычной специальности?

 - Я занимаюсь биологией с того момента, как впервые оказался в высшем учебном заведении. Мне тогда было 7 лет. Моя мама училась в вечернем институте на биологическом факультете. Чтобы не перебраться из родительского дома в таганскую тюрьму, что было обычным для моих товарищей, я часто проводил вечера в Московском областном педагогическом институте на ул. Радио.

Сидя на лекциях, я прослушал первый раз курс биологических наук. К этому времени мне исполнилось 12 лет. После этого, как ребенок с подорванной психикой и биологическими знаниями, я отправился на биологические школьные факультативы и кружки.

На протяжении следующих 5 лет я прослушал ещё раз курс лекций на биофаке, но уже меня интересующих. Потом - следующая пятилетка - и уже после армии завершил свое образование. 15 лет… Даже обезьяну можно научить за 15 лет.(закуривает трубку) 

"Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своем уме -

и я, и ты, иначе бы ты сюда не попала". 

- Давно курите? 

- Всю жизнь курил, курю и буду курить! Это – серьёзное занятие, потому что курю табак ферментированный, который расширяет капиллярное кровообращение и уменьшает давление. Исследовательский факт: если человек курит меньше 4 сигарет в день, то его жизнь длиннее, чем жизнь того, кто этого не делает. А вот те, кто курит больше и не ферментированный табак - у того потом случаются спазмы сосудов. Так что сигареты с ароматизаторами и селитрой разрушают сердечно-сосудистую систему.

 - Появилась модная тенденция говорить: "Я не виноват, это всё мой мозг!" Мозг принимает решения за нас, а потом, издеваясь, посылает утешительные сигналы: "Не переживай, ты всё правильно делаешь, это ты сам принял решение".

  - За последние 20 лет я много говорил и объяснял, что мозг эволюционирует отдельно от человека, это независимый процесс. Конечно, мы игрушки в руках своего мозга! Эти процессы я описал в своей книге "Церебральный сортинг", которая недавно вышла в свет. И первая глава посвящена свободе мозга от тела.

 - Ваш проект о церебральном сортинге, позволяющий выявлять предрасположенность человека к той или иной деятельности, вызвал резонанс в обществе. Удалось запустить его?

  - У нас нет, а вот в Германии и Китае этим интересуются.

  - А в чем причина, что в нашей стране не получается запустить этот проект? Проблемы финансирования?

  - Проблема в системе организации нашей науки. Эта система не позволяет в корне делать ничего того, в чем не заинтересованы люди, распределяющие деньги. Что в академии наук, что в Федеральном Агентстве Научных Организаций (ФАНО).

 Во-первых, задача стала сверхсложной. В ФАНО уже четвертый год не выдают деньги на реактивы - ни на химию, ни на оборудование. По сути дела, наука полностью лишена источников существования, и я думаю, что она постепенно перейдёт состояние небытия…

 Во-вторых, такие исследования будут вестись только в закрытом виде и ни в каком другом! Потому что люди, контролирующие этот процесс и отбирающие действительно одаренных личностей, обладающих высокими интеллектуальными способностями, получат преимущество.

- Скажите, какие критерии отбора Вы предполагаете использовать в первую очередь?

- Критерии отбора только у психологов в науке психологии, которой нет.

- Вы не однократно и достаточно резко высказываете собственное мнение о психологии как науке.

 - Психология – она ничего не может предсказать. Я преподавал четверть века психологам и знаю их не понаслышке. Это безграмотные люди, которые "видят" с помощью томографа какие-то связи. Незнание психологов настолько глубоко, что поражает воображение. Обама, который выкладывает в программу "Мозг человека" миллиард, говорит: "Мы будем следить за связями". Какие такие связи будут отслеживаться, когда разрешение томографов выше 150 микрон, а ниже - редко бывает ("соточку" в Германии не могут сделать уже 10 лет)! У микроскопа разрешение в пол микрона и все эти связи давным-давно исследованы. Мракобесие, надувательство в чистом виде. Как и стволовые клетки, которых не существует.

- ?! Как не существует?

 - Это было доказано ещё в 30-годах прошлого столетия. И на этом "пасётся" огромное количество авантюристов и жуликов. Кого-то вылечили за 25 лет стволовыми клетками? 

 

“Если бы это было так, это бы ещё ничего. Если бы, конечно, оно так и было.

Но так как это не так, так оно и не этак. Такова логика вещей.”

 

 - Существует ли для Вас кумир – среди политиков и ученых? 

 - Нет. Я, как всякий ученый, достаточно эгоистичен. А среди политиков и ученых основным кумиром являются Деньги. У нас в науке глобальная "Панама", которая поддерживается теми, кто с этого "кормится".

 Вот 4 больших фальсификата, сумма вложений в которые равна бюджету какой-нибудь средней европейской страны.

  1. Клонирование человека – нет, не было результатов, фальсификат.
  2. Холодный термоядерный синтез – нет, не было результатов, фальсификат.
  3. Программа "Геном человека" - нет, не было результатов, фальсификат.
  4. Программа "Стволовые клетки" – тысяча работ, диссертаций во всем мире – нет, не было результатов, фальсификат.

И ученые никогда не откажутся от такого рода "открытий", потому что они на голодном пайке. Что у нас, что на Западе.

- Если вернуться к сортингу, как-то отбор должен производиться?

- У меня нет критериев отбора. Только один, и он простой – конструкция мозга. Эволюция мозга шла независимо от нашего тела. Вот в чем фокус. Мы можем получить плодовитое потомство со всеми (с небольшим исключением) на этой планете, а мозг наш будет различаться так, что если бы он имел бы воплощение физическое, то мы никогда бы не догадались, что принадлежим к одному виду! Вот такая разница! Не только количественная, но и качественная: просто у одного есть в мозге то, чего у другого мозга нет вообще. А это означает, что договориться невозможно.

 - Поэтому так много разводов в семьях?

 - Конечно! Как они будут договариваться, если мужчина и женщина один и тот же предмет видят по-разному. Ну, например, слово кастрюля. Женщина представляет красивую, яркую кастрюльку, с хорошим дном, удобную, с прекрасной холодной ручкой. А мужчина представляет простую алюминиевую кастрюлю, как в армии. И вот попробуйте договориться. А, может быть и так, что он кастрюлю себе представляет ведром. И это нормально. Потому что особенности мозга таковы, что понятийный аппарат у некоторых людей абсолютно различается. Кстати, в психологии это вообще не учитывается. Для них мозг - сплошной черный ящик (смеется).

- А, что происходит с мозгом при интеллектуальных нагрузках?

 - Интеллектуальные нагрузки вредят мозгу. Увеличивается кровоток, нейроны используют энергию, а мозг этого очень не любит. Это нормально, так как интеллектуальные нагрузки нужны только для решения биологических задач. Для этого мозг, собственно, и создавался. И поэтому дополнительные энергетические расходы, в первую очередь расход сахаров и кислорода, истощают мозг. И поскольку мозг при некоторых условиях может потреблять до 25% энергии всего организма, то можно доработаться до нервного истощения. Обязательно нужно отдыхать. На восстановление мозгу нужно примерно в три раза больше времени, по сравнению с тем, что было затрачено на интеллектуальный труд. То есть, если вы 4 часа бились в интеллектуальном порыве, то 12 - 16 часов после этого нужно побездельничать.

 - Как можно сегментировать таких людей - стратеги, коммуникаторы, лидеры, теоретики, практики?

 - Это психологическая терминология, не имеющая под собой никакого основания.

 - Ну, хорошо, а согласно Вашей теории сортинга, как определить сферу деятельности для человека?

- Очень просто. Сортинг состоит в том, что сканируется мозг в томографе с разрешением в 1 воксель и смотрит распределение центров. Эти центры отражают наши способности, например зрительные. Человек, который склонен к зрительным талантам, имеет зрительные центры в 5 - 6 раз больше обычного. Для сравнения: представьте, что Вы начинаете борьбу с человеком, который в 5 - 6 раз больше, выше Вас самого! А если речь идет о лобных долях, где эмоциональная сфера, ассоциативная – то там возможно превышение нормы и в 40 раз!

 - Кого Вы привлекаете к своим экспериментам – людей взрослых, уже состоявшихся?

- Привлекать к эксперименту можно людей уже после 16 лет, когда половое созревание прошло, и мозг достаточно зрелый.

 В основе церебрального сортинга - конструктивные особенности мозга, которые говорят о той или иной особенности человека. Он способен, например, заниматься живописью, или математикой, или музыкой. Или предпочитает заниматься комбинаторикой – например, игрой в шахматы, что к интеллектуальному занятию не имеет отношения. К сожалению, многие путают творчество и комбинаторику. Комбинаторика - это когда из трех бумажек делают четвертую, а мозг при этом сачкует.

 

 - А наше мышление - это комбинаторика по большему количеству параметров?

- Если бы наше мышление было комбинаторикой, то давно были бы созданы нейрокомпьютеры. Наш мозг мыслит не потому, что он перебирает варианты, а потому, что обладает вечным морфогенезом.

Морфогенез означает связи между нейронами, которые всю жизнь образуются и разрушаются. И эти законы промоделировать нельзя. У нас только в коре 11 миллиардов нейронов. Когда Вы думаете, то каждый из этих нейронов образует три синапса (зоны контакта между отростками нервных клеток и другими возбудимыми и невозбудимыми клетками, обеспечивающая передачу информационного сигнала. – прим. авт.) ежедневно и три разрушает. Это означает, что надо сделать 11 миллиардов процессоров, и внутри каждого процессора посадить по китайцу с паяльником. Но китайцев всего полтора миллиарда, так что надо подождать с созданием такого нейрокомпьютера. (смеется)

 - Впечатляет такая сложная нейронная сеть. А, что с ней происходит, когда мы испытываем стресс?

 - Интеллектуальный человек не испытывает стресс. Человек испытывает гормонально-инстинктивный стресс. А то что подразумевается под стрессом обычно - в значительной степени это выдумки.

 - Что Вы имеете в виду?

 - Существует проблема конфликта между двумя системами мышления: рассудочной (где мы принимаем решения) и нейрогормональной. И весь стресс состоит в том, что эти две системы не могут угомониться, прийти к равновесию между собой.

"- Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.

- А жизнь - это серьёзно?

- О, да, жизнь - это серьёзно! Но не очень..."

 

 - А, как Вы боретесь со стрессом?

 - У меня его нет. Если человек понимает механизм, то может стрессом управлять.

  - Ну, хорошо, а что Вы скажете о страхе – он всё же существует?

  - Да, конечно. Мобилизация происходит, так как человек начинает бояться потерять свою жизнь, считая ее ценной.

 - Как Вы проводите свободное время? Любите путешествовать?

  - У меня нет свободного времени, так как я занимаюсь научной деятельностью, а это всепоглощающее занятие. Конечно, я побывал во многих местах. Недостаток собственного мышления вызывает необходимость внешних развлечений, что по большому счёту, является дамской наклонностью.

- Получается, что Одиссеем руководил не дух авантюризма и романтизма, а обычная дамская наклонность?

  - Никакого авантюризма! Парень был экономическим мигрантом, он поехал на заработки - за Золотым руном. Далековато, но вокруг уже всё было разворовано.

- Среди людей, которых Вы встречали, какое процентное соотношение между умными и "недалёкими"?

  - К сожалению, частота встречаемости умных людей, как среди уголовников, так и в академической среде примерно одинакова, потому что иерархическая доминантность достигается не умом, а совсем другими вещами. У мужчин – обычно подлостью, хитростью, воровством и предательством.

 - А что для Вас означает умный человек?

 - Это человек, который создает то, чего не было до него в природе, обществе.

 …Мы ещё долго беседовали о парадоксах мозга, ужасах гениальности и коре любви, о чём интересно и захватывающе написано в книгах С.В. Савельева "Церебральный сортинг", "Нищета мозга", "Изменчивость и гениальность", "Стадии эмбрионального развития мозга человека".

 А тем временем мой мозг в жалких потугах пытался обрабатывать полученную информацию, но мозаика мыслей в стиле Сальвадора Дали, иронично насмехаясь, внезапно исчезала и появлялась в потаённых уголках сознания…

Справка:

Сергей Вячеславович Савельев - палеоневролог, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Родился в Москве, окончил биолого-химический факультет МГЗПИ им. Ленина, работал в Институте мозга АМН СССР, с 1984 года в НИИ морфологии человека РАМН. Более 30 лет занимается исследованиями в области морфологии и эволюции мозга. Автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека. Много лет изучает эмбриональные патологии нервной системы и разрабатывает методы их диагностики. Является автором идеи церебрального сортинга - способа анализа индивидуальных человеческих способностей по структурам головного мозга посредством разработки и применения томографа высокого разрешения.

 Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России, Лауреат премии СССР по топографической анатомии.

 

 источник

наверх