Современное общество,вернее та его часть,что навязчиво и повседневно пытается явить красоту,почти убедила нас в том,что последней необходима оценка,балл.Они придумали для нее обязательные рамки,обертку,состоящую из профессионального мнения,сплетен и рейтингов.Эти создатели красоты не признают её без кастинга и фото сессий,выискивая,словно ученые генетики,вожделенный ген красоты,в своих гламурно-глянцевых лабораториях. Красота уже для многих отождествлена с гламуром,светской напыщенностью и сексуальностью,она имеет геометрические стандарты,которые рождают в сознании ищущих красоты,повседневный страх несоответствия этим стандартам.
И здесь невозможно не задуматься над тем,что же красота имеет общего с глупостью?Так ли они далеки друг друга? Предвидя некоторое негодование, отвечу,-глупость и красота,как это не нахально звучит,практически как две сестры близняшки,которых порою очень трудно различить.И в нашем случае,чтобы разобраться,что есть второе,нужно понять анатомию или структуру первого.
Много веков назад,Эразм Роттердамский,в своей несравненной Похвале глупости,дал ей такое описание:как ограничить определениями ту,чья божественная сила простирается так широко,или разделить ту,в служении которой объединился весь мир? Да и вообще, к чему выставлять напоказ тень мою или образ,когда вот я сама стою здесь перед вами? Видите? Вот я, Глупость,щедрая подательница всяческих благ..
Если опустить иронию автора,то становится очевидным,что глупость это то, что выставляет себя напоказ, что желает огласки,хочет быть центре внимания,ради себя самой. Глупость потому и глупость, что говорит о себе, делает себя видимой, поступи она иначе, и наш мир был бы лишен глупости. Получается, что глупость всюду идет за красотой, буквально следуя за ней по пятам, она везде её сопровождает, а порою,как это часто бывает, и вовсе её опережает. Выходит, красоты попросту не существует, она изгнана глупостью или столь искусно скрывается за нею, что едва различима. Если последнее верно, остается понять, почему красота избрала такой путь?
Есть прекрасный миф об Эросе и Психее, где повествуется,как сын Афродиты влюбившись в смертную,взял её себе жены. Но Психея,не могла видеть лица своего мужа, который наведывался к ней ночью, скрывая темнотою свой лик. Жена Эроса,очень его любившая,поддалась сиюминутной слабости, внушившей ей, что Эрос жуткое чудовище, и внесла в спальню светильник с маслом, желая увидеть сокрытое и убить монстра, если её опасения и страхи подтвердятся. Увидев лицо Эроса, Психея не смогла сдержать изумления от красоты своего мужа,нечаянно капнув раскаленным маслом на спящего бога. Проснувшийся Эрос тут же покинул пристыженную жену, не внимая её мольбам остаться. Отчаявшейся Психее ничего не оставалось, как пуститься в долгие странствия, полные лишений, чтобы вымолить прощение у Эроса.
Эта история дает нам возможность увидеть, что человек живет в царстве своих сиюминутных желаний,всецело служит ему, и умеет говорить лишь на языке этих сиюминутных желаний, о которых он и помнить то перестает, после их исполнения. Красота же не приемлет сиюминутного, она не понимает этого языка и никогда не говорит им, вот почему она прячется за глупостью. У нее свой язык, которым она передает свои тайны и желания, язык - поняв который, покидаешь скучное и тесное царство сиюминутного, хотя и на время, ведь..всё,что есть в мире великого,живет в молчании,и говорит тишиною.(И.Ильин)
Автор: Михаил Костылев
Источник
Свежие комментарии