Многие подсознательно считают Пьеро делла Франческо менее великим, чем Донателло, Леонардо и Микеланджело. Представляем подборку подзабытых гениев и стратегии их успеха.
Гейнсборо

Голубой мальчик, 1770.
Писал великие пейзажи тайком от скаредной жены. Она заставляла его много работать - исполнять портреты.
Такие заказы напрягали художника: однажды его приняли за маляра. За любимые пейзажи платили гроши, поэтому он прятал их от супруги, чтобы та не запретила транжирить время.Федор Васильев

В Крымских горах, 1873.
Один из лучших пейзажистов мира умер в 23 года. Посмертная выставка его картин распродалась так хорошо, что денег - появись они раньше - вполне хватило бы, чтобы вылечить погубивший художника туберкулез.
Тьеполо

Пир Клеопатры, 1747—50.
"Рок-н-ролл умер, а я еще нет" - пел Борис Гребенщиков, возможно, именно о последнем великом итальянском живописце, пережившим моду на свое искусство. Тьеполо ироничен. Сюжет для него второстепенен, важна техника. А технически он может всё.
Франс Хальс

Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме, 1633.
Представьте, что школьный фотограф вместо того, чтобы выстроить вас по росту, срежиссировал прямо в классе мизансцены списывания и хулиганств. Друзья не видят постановки – им кажется, вы показываете фотографию с урока. На самом деле такой подход первым придумал Хальс. Как профессиональный алкоголик, Франс чаще рисовал собутыльников. На его поздние "трезвые" портреты страшно смотреть.
Гвидо Рени

Гвидо Рени - Рафаэль XVII века, в работах которого есть хорошая напряженная сексуальность.
Конкуренты бандитскими методами выжили его из Неаполя, но впоследствии художники-академисты больше повторяли его, нежели Рафаэля.Симон Ушаков

Пушкин в детстве Спас Эммануил.
Живописец второстепенного масштаба (это единственное исключение в списке), обладал мощным коммерчеким даром. Врисовывал в традиционные "подлинники" иконописцев анатомические детали из западноевропейских гравюр (кадыки, надбровные дуги) и римские триумфальные арки. Протопоп Аввакум ругал его за святотатство. Но публике нравилось. Когда в имении Ушакова поймали фальшивомонетчиков, он оправдывался, что дворишко у него "захудалый", за всем не уследишь. Захудалый дворишко был в половину Зарядья.
Пьеро делла Франческа

Визит царицы Савской к Соломону.
Художник более чувствительный к свету, чем сам Моне. Помимо самобытного композиторского вкуса у него есть напряженные, благородные персонажи, образ-камертон к каждому событию, общее медитативное состояние. Хорошо, что нет черепашки-ниндзя Делла Франческа. Его имя не облеплено банальными глупостями.
Антонелло да Мессина

Мужской портрет.
Пока итальянские художники завидовали блеску алтарей выполненных конкурентами из Нидерландов – Антонелло собрал узелок и поехал в Брюгге. Научился у Яна ван Эйка масляной живописи и привёз новую технику на Аппенинский полуостров.
Лука делла Роббиа

Женский портрет.
Пока коллеги дрались в узком сегменте дорогих заказов из мрамора, Лука замешивал глину. Его яркие майоликовые панно стоили недорого, но несли столько радости, что их хотели все: от великого архитектора Брунеллески до простых горожан. Заполонив своим творчеством Флоренцию, Лука талантливо обеспечил свою семью.
Чимабуэ

Пока остальные итальянцы копировали византийские иконы, он начал подрывное эволюционное движение. Сохраняя привычное расположение фигур святых, менял жесты, и даже - страшно подумать! - оживлял мимику. Уничтожал свои работы, если они не удовлетворяли его.
Свежие комментарии