Держит время расчетливо тайну в руках,
Но дружите со временем, люди!
И польются легенды о вольных стрелках,
О турнирах, походах, о буйных пирах
И о парне одном — Робин Гуде.
Владимир Высоцкий (из черновиков)
Автор текста: Антон Орехъ: слушать
В 1975 году Владимир Высоцкий получил двойной удар.
Он сочинил музыку сразу для двух фильмов. Он проделал выдающуюся работу. Но эта работа принесла ему жестокое разочарование. Сначала Владимир Семенович написал девять баллад для ленты «Бегство мистера Мак-Кинли». Семь из них из картины выкинули, а две другие урезали. А потом написал шесть баллад для фильма «Стрелы Робин Гуда», но с экрана не прозвучало ни одной.
Фрагмент дневника Владимира Высоцкого. Февраль 1975 года ( до 12.02.1975 ). РГАЛИ, фонд 3004, оп. 3 ед.хр. 12 л. 20 об.
Фильм «Стрелы Робин Гуда» снимал режиссер Сергей Тарасов.
Высоцкий уже пробовался у него в картине «Петерс» про революцию и анархистов. Но киношное начальство Высоцкого на ту роль не утвердило.
Борис Хмельницкий в фильме «Стрелы Робин Гуда»
И тогда они втроем с Тарасовым и замечательным актером Таганки Борисом Хмельницким задумали снять что-то романтическое, приключенческое.
И выбрали «Робин Гуда».
Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий на гастролях в Болгарии, 1975 год. Фото Зафера Галибова (Болгария)
Была даже мысль, чтобы Высоцкий сыграл Шута, но со съемками у Владимира Семеновича не сложилось. А вот идея написать для фильма баллады его увлекла.
«Баллада о вольных стрелках»: слушать
Фрагмент тетради 1975-го года.
Рабочий автограф «Баллады о вольных стрелках». РГАЛИ, фонд 3004 оп. 1 ед.хр. 132 л. 3
Сочинялись баллады в основном во Франции, а записывались уже в Риге.
Владимир Высоцкий. Париж, 23 февраля 1975 года. Фото В.Болдина
Владимир Высоцкий и Марина Влади. Париж, февраль 1975 года
Фильм делала Рижская киностудия.
С ее оркестром Высоцкий и работал. Писались буквально впритык. Сначала сделали черновик с аранжировщиком Алексеем Зубовым, а потом уже записывали окончательный вариант с оркестром.
Несмотря на спешку и аврал, работа получилась очень качественной.
Все, кто за ней следил, замечали, что Высоцкий был крайне сосредоточен, трудился с полной отдачей и был очень требователен. И все было сделано примерно так, как он представлял и как хотел режиссер Сергей Тарасов.
На съемках фильма «Стрелы Робин Гуда». Репетиция боя Робина с монахом. В центре -Сергей Тарасов
Баллады Высоцкого действительно создали для фильма совершенно особое настроение.
«Баллада о ненависти»: слушать
Фрагмент белового автографа с правкой «Баллады о ненависти», сделанного во время работы над предполагаемым будущим диском. Ноябрь-декабрь 1978 года. РГАЛИ, фонд 3004 оп. 1 ед.хр. 132 л. 13
В Риге проблем с фильмом не было, но его еще нужно было «сдать» в Москве.
Еще до сдачи большому начальству материал с песнями посмотрели с друзьями, и все говорили, что и картина будет отличная, и песни в ней прозвучат великолепно.
На съемках фильма «Стрелы Робин Гуда»
Но Высоцкий уже чувствовал, что добром дело не кончится и сказал Тарасову, что «завтра картину не примут».
Так и вышло. Замечания начались еще во время сеанса, а после окончания советские начальники начали возмущаться, и фильм в таком виде просто запретили. Именно из-за песен Высоцкого: слушать (Химки, ДК «Родина», конец 1975 года)
ДК «Родина», Химки. 4 февраля 1976 года. Фото Вячеслава Тарасенко
Эррол Флинн в роли Робин Гуда (The Adventures of Robin Hood, 1938). «Фильм был «Стрелы Робин Гуда» приключенческий, мы его видели, играл замечательный актер Эррол Флинн…» (из выступления в ДК «Родина», Химки, конец 1975 года)
«Стрелы Робин Гуда» велели в срочном порядке переделать, дав на исправления месяц.
А переделывать было непросто. Монтажеры поначалу вовсе отказались что-то вырезать, и делать это пришлось одному человеку без помощников. Борис Хмельницкий в знак протеста вообще отказался участвовать в озвучке картины, и его Робин Гуд говорил с экрана голосом Александра Белявского.
Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий на гастролях в Болгарии, 1975 год. Фото Зафера Галибова (Болгария)
Нужно было элементарно заполнить пустоты в картине в тех местах, где звучали баллады Высоцкого, и пришлось Раймонду Паулсу быстро сочинять для этих сцен новую музыку, а Льву Прозоровскому новые баллады.
Афиши фильма «Стрелы Робин Гуда»
В итоге получилось просто приключенческое кино, безо всяких философских смыслов: слушать
Это фрагмент выступления Высоцкого в МАМИ в марте 1978 года.
Выступление в МВТУ им. Баумана. 19 марта 1978 года. Фото Николая Демчука
Записки и цветы от благодарных зрителей. МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года
Спустя три года после скандала с фильмом он все так же очень эмоционально вспоминал об этом.
И его намерение сделать пластинку не осталось просто намерением. Летом того же 1978 года у себя дома Высоцкий записал материал для такого диска. Ему помогали трое гитаристов: Игорь Кантюков и Александр Бухгольц из ансамбля «Мелодия» и Вячеслав Семенов из ансамбля «Коробейники».
«Баллада о времени»: слушать
Черновой автограф песни «Баллада о времени»
Из белового автографа песни «Баллада о времени»
К сожалению, диска с этими песнями Высоцкий при жизни так и не дождался.
Впервые они вышли на пластинке в Америке в 1982 году. И в том же 1982 году советские зрители все-таки услышали с экрана песни, написанные для «Стрел Робин Гуда».
На съемках фильма «Стрелы Робин Гуда»
Сергей Тарасов снял своеобразное продолжение того фильма и уже посмертно фактически извинился перед Высоцким.
Картина называлась «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Но даже в этот фильм вошли только четыре песни из шести. «Баллада о Ненависти» и «Баллада о коротком счастье», к сожалению, не совпадали с сюжетом.
Но благодаря четырем другим песням, «Айвенго» имел колоссальный успех и был более популярен у публики, чем «Стрелы Робин Гуда».
«Баллада о коротком счастье»: слушать
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Валерия Басина, Игоря Рахманова и Александра Ковановского.
Фильм «Стрелы Родин Гуда» все-таки вышел в первоначальном варианте, каким он был задуман и снят – с балладами Владимира Высоцкого.
Фрагмент фильма «Стрелы Робин Гуда» (режиссерская версия), 1975 год
Режиссер Сергей Тарасов смог спасти единственную копию фильма, и в 1997 году картина была восстановлена и вышла на экран.
И с тех пор существует в двух разных вариантах. Один из которых стал памятником эпохе советской цензуры, а другой – памятником Высоцкому.
«Баллада о борьбе»: слушать
Владимир Высоцкий. 1978 год
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– копии рукописей В.С. Высоцкого из сборника «Архивы рассказывают» (составители Ю.Гуров, С.Дёмин, Б.Черторицкий. Новосибирск, Издательский дом «Вертикаль»).
Бонусы
Записи с оркестром Рижской киностудии под управлением Алвиса Закиса, 1975 год:
Баллада о времени (из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Мосфильм», 1982 год)
Фрагмент машинописи «Баллады о времени» из сборника Александра Репникова с правкой В.Высоцкого. Предположительно 1976 год. Из архива Сергея Жильцова
Баллада о любви (из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Мосфильм», 1982 год)
Из белового автографа песни «Баллада о любви»
Песня о вольных стрелках (из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Мосфильм», 1982 год)
Баллада о борьбе (из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Мосфильм», 1982 год)
Баллада о ненависти (из к/ф «Стрелы Робин Гуда», Рижская к/с, 1975 год, авторская версия 1997 года)
Баллада о двух погибших лебедях (из к/ф «Стрелы Робин Гуда», Рижская к/с, 1975 год, авторская версия 1997 года)
Песня о вольных стрелках. Москва, ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Песня о вольных стрелках: слушать (Москва, ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года)
Баллада о любви: слушать (Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года)
Песня о двух погибших лебедях: слушать (Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года, 2-е выступление)
Фрагмент фильма «Приключения Робин Гуда», 1938 год (использован фрагмент выступления Владимира Высоцкого в Подольске, 1976 год)
Про Робин Гуся: слушать (рабочая запись к музыкальной сказке «Алиса в Стране Чудес», 1973 год)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Свежие комментарии